https://vasilissa.by/blog/2020-03/lyubov-vsegda-tikhaya-ikonopiscy-ivan-i-svetlana-petruchiki - вот история, похоже, настоящей любви...
"Любовь всегда тихая": иконописцы Иван и Светлана Петручики
Света жила в Воронеже, а Ваня в Минске. Между ними было 1200 километров и одно общее дело – иконопись.
Сейчас ребята – муж и жена. Живут в Кобрине, в доме с белыми стенами, камином и комнатой-мастерской. С окнами от пола до потолка, из которых каждый вечер виден закат.
Мы пьем липовый чай из больших керамических кружек. На одной – смешная фигура девочки, на второй – мальчика. «Мальчик с животиком – это Ваня», – улыбается Света. Кружки им подарил друг, ручная работа. В их доме вообще, кажется, нет случайных вещей, каждая с историей, со смыслом, на своем месте. Впрочем, как и события их жизней, которые складывались день за днем в удивительной красоты узор. Нам удалось в него заглянуть.
за руки
«Раньше не представляла, как девушки выходят замуж, как случается эта встреча. Какой шанс найтись в этом огромном мире? Вглядывалась в лица на улицах: он или нет», – рассказывает Света.
Она отучилась на художественном факультете в Воронежском педагогическом университете. Рисовала акварелью, маслом, занималась детской иллюстрацией. Училась иконописи при Воскресенском храме. Рядом всегда было много друзей, интересных людей. Двери ее дома не закрывались: постоянные гости, посиделки. И в то же время внутри – чувство одиночества и тот самый заветный вопрос из сердца в небо: где же он?
Для работы Света собирала материалы по искусству, систематизировала их и для удобства хранила в Фейсбуке. Очень быстро к ней стали добавляться в друзья художники со всего мира. Пошла цепная реакция. За пару месяцев на нее подписались 25 тысяч человек. Света не отвечала на многочисленные сообщения. Фейсбук был только рабочим инструментом.
***
Ваня родился в Кобрине. В 12 лет заболел. Инсульт. Коляска. Не опускал руки, занимался лыжным спортом и академической греблей. В лыжах стал мастером спорта и четырехкратным чемпионом Беларуси. В гребле – двукратным чемпионом страны. Жизнь была насыщенной: соревнования, поездки. Не ощущал себя на коляске. При этом думал, кому я такой нужен? Буду жить один. Много рисовал: татуировки, черепа, смерть. Говорил Богу: «Тебя нет!». Читал Коран. Бхагавад Гиту, интересовался египетской мифологией. Искал смысл жизни. Но не находил то, что близко».
На лечении в Киеве познакомился с отцом Андреем. Он приходил в больницу и с интересом смотрел на Ванины рисунки. Сам, бывший рокер, сказал только: «У тебя хорошо получается. Но не хотел бы ты рисовать что-то более важное?»
Отец Андрей поразил Ваню. «Мне просто человек понравился. Ну чувствуется, что свой человек. Я стал приходить к нему после службы пить чай. И так увлекся, с ним было очень интересно общаться. Потом и на службу стал заходить. Вообще ничего не понимал. Стал интересоваться сутью богослужений. Мне стало настолько интересно, это просто поглотило меня. И я понял, что верю в Бога. Встреча – моя встреча с Богом – началась со встречи с человеком».
Отец Андрей дал Ване распечатанную книгу с иконами, сказал повторить. Все Ванины иконы батюшка оставлял в храме. Первые работы, неловкие, несовершенные, прихожане не оценили, просили убрать. Отец Андрей только говорил: «Вы что, это моя самая любимая икона!» Очень его поддерживал.
Ваня уехал в Минск заниматься спортом. Учился дизайну в БГУ, писал иконы на заказ. Жил в социальной квартире. Заинтересовался Светиными материалами в Фейсбуке и постучался к ней в друзья.
Света рассказывает, что просто чудом зашла на его профиль. Обычно на это просто не было времени. Увидела последнюю запись на стене: репортаж о Ване. Посмотрела, заинтересовалась… иконописец, акварелист. Добрые глаза. Добавила его в друзья ВКонтакте. Началась переписка.
Ваня тут же предложил выпить чай по скайпу. Они стали общаться каждый день. Ваня в это время писал большую икону Царственных страстотерпцев для иконостаса в Киеве. Хотел успеть к Пасхе и попросил Свету приехать, чтобы ему помочь.
Света сказала ему так: «Если будешь звать каждый день – приеду». Сказала в шутку. Но Ваня звал. Через месяц Света села в поезд Воронеж-Минск.
До этого момента все казалось правильным. Легко отпустили родители, поддержали все друзья, благословил духовник, но в поезде вдруг стало страшно: никогда не была в Беларуси, никого там не знает.
В купе вместе со Светой ехала женщина. Они разговорились, напряжение стало отступать. Женщина угостила Свету конфетой. На обертке была нарисована девушка, которая смотрела на вытянутую перед собой руку с кольцом. Света улыбнулась, она ведь ехала просто помогать работать…
А через месяц они с Ваней уже везли готовую икону в Киев. На Пасху после службы Ваня сделал Свете предложение прямо в храме. И тот самый отец Андрей крепко их обнял, как птенцов, как своих детей.
За пасхальным столом, после тостов «Христос Воскрес», мама Вани не выдержала и сказала: «А у меня дети женятся!». И тогда началась настоящая «помолвка».
А позже Ваня звонил Светиным родителям в волнении и страхе, что они скажут, как отреагируют: все-таки он на коляске. Отец сказал: «Я так и знал!» Одобрили, приняли. «Иногда мне кажется, что он их сын, а не я – дочь. Даже ревновала первое время. Родители всегда на его стороне. Удивительно», – с улыбкой говорит Света.
Венчались в храме Петра и Павла в Сенице. Света кивает на небольшую акварель храма в рамочке на стол: «Вот, гости задерживались, я набросала эскиз. В день венчания было самое сильно чувство, что сейчас я замужем. Именно ЗА мужем. И необыкновенная радость. Пасхальная. Непередаваемая. Все гости говорили, что было так хорошо, спокойно. Все стояли счастливые».
О первой встрече
Света: Я села к Ване в машину и первое, что подумала: какой плохой парфюм. Запах не мой. Думаю, все. Без цветов еще. Вроде мелочи, но все это влияет, ты ведь видишь человека и понимаешь: твое или нет. Едем дальше. И тут Ваня останавливается и говорит: «Cлушай, выбрось, пожалуйста, освежитель для машины, там, на заднем сиденье. Папа купил какой-то вонючий». Я выдохнула. А дома вручил мне с подоконника апельсин в горшке.
Ваня: Мы сходство находим в очень многом, почти во всем: как мы думаем, как мечтаем. Важно видеть будущее так, как твоя вторая половинка. Спорим тоже, конечно, смиряемся, находим компромиссы. В бытовых моментах притираемся. Но в основных, фундаментальных вопросах важно совпадать. И еще важно, чтобы было то, о чем можно говорить с утра до вечера.
Света: Представьте, вы в дороге, в замкнутом пространстве. О чем будете говорить? Семья – это дружба. У нас все началось с разговоров.
Ваня: Мы недавно в пути вспоминали историю нашего знакомства и пытались расщепить ее на какие-то важные моменты, чтобы понять, когда все произошло. Можно сказать, что с первого взгляда. Но мы вывели для себя, что любовь – это процесс. Воздействие на кого-то. Ты проявляешь любовь. Это не статичное состояние.
О работе и вере
Ваня: Встреча c Богом может случиться через призвание, созерцая природу или через человека. Только душа должна быть размягчена, готова к этому…Или через икону. Я воспринимаю иконопись не как работу, а как служение. Когда пишу, молюсь: «Господи, пусть эти иконы будут костылями, ступенями для тех хромых, кто придет к Тебе и увидит Твою славу».
Cвета: Иногда пишешь икону и думаешь, как технически мазки положить, как лучше написать. А иногда ты вообще не думаешь ни о чем, тебе просто тихо и спокойно. Включаешь песнопения, лекции какие-то или просто слушаешь, как птицы поют, нет никаких мыслей. А бывает, садишься, а до этого с кем-то поругался, и ты не можешь писать, в тебе этот червь сидит. Тогда нужно себя смирить, помолиться и только после этого начинать писать. Несамоцель – написать икону. Важно, как ты ее напишешь, в каком состоянии.
Ваня: Работаем в утреннее время, без солнца тяжело. Тонкая работа, золото слепит, глаза очень быстро устают. Света золотит, так что в любой иконе, которую я пишу, она принимает участие. К сожалению, люди не воспринимают искусство как что-то, за что стоит платить. Мы пишем иконы по древним технологиям. Это настоящее золото. Натуральные, дорогие, хорошие материалы, которые не продаются в Беларуси. Теперь мы научились говорить нет, не соглашаться на низкую плату. Делать быстро и плохо мы не хотим и не умеем. Мы не хотим быть копировальщиками, мы хотим быть художниками. И каждую работу мы создаем по-новому. Мы не штампуем, каждый раз это эксклюзивная вещь.
Света: Если ты полностью доволен своей работой, значит ты перестал развиваться. Оглядываешься на свои работы и замечаешь ошибки, а иногда удивляешься, как ты это написал. Не нужно заниматься самоедством. Если чувствуешь, что очень сильно себя критикуешь, этот этап нужно просто пережить, и, скорее всего, за ним последует этап роста. Ты видишь ошибки, кажется, все плохо, а потом идет какая-то волна и все получается.
Ваня: Иногда важно дать себе время полениться. Думаешь, время прошло, а я еще ничего не сделал. Нужно это отбросить. Я пару лет назад это понял, и теперь мне стало намного легче. Силой и принуждением ничего не получится. Нужно давать передышку себе, и ты после этого рванешь.
Света: Раньше я заставляла себя вставать рано. Но поняла: для плодотворной работы нужно хорошо выспаться и встать в хорошем настроении. Ты поработаешь два часа, а не шесть, но за это время сделаешь больше.
Очень важен режим дня. Мы встаем в 8.30. Будильник звонит в 8.00, но еще полчаса валяемся. Завтракаем хорошо, вкусно, плотно, спокойно. Не торопимся. Допили чай, кофе и спокойно расходимся по своим углам для работы. Работать комфортно не за одним столом, чтобы не отвлекаться, чтобы ничего не мешало. Затем обед. После обеда полчаса или час отдохнуть. После отдыха начинается вторая смена, можно еще работать до вечера. Мы работаем до 7 примерно, потом занимаемся любимыми делами. Я вяжу, шью, читаю. Ваня общается по интернету с друзьями.
Ваня: Нужно работать в кайф, чтобы усталость была такая классная. Идеально работать до того, как солнце село. Зимой мы работаем меньше.
О чувстве семьи и любви
Ваня: Любовь всегда тихая, она незаметна и ненавязчива. И до брака важно понять, что ты готов в человеке терпеть. Сомнения будут. Начинаешь думать зачем это все, мне вообще одному шикарно, теперь в свои планы нужно встраивать другого человека. Все, что прекрасно делилось на одного, на два не всегда хорошо делится. Но нужно решиться. Совершить этот поступок. А уже в браке, в любви нужно быть верным до конца и не отступать.
Света: Мы общались с теми, кто долго живут в браке, и все они говорят, что нужно постоянно давать возможность снова влюбляться друг в друга.
В одной из своих лекций отец Андрей Ткачев сказал: «Человек спит с тем, с кем больше всего разговаривает». Нужно разговаривать, когда обедаете, ужинаете. Нужно оставлять быт, куда-то съездить, не обязательно далеко, можно просто в лес. Ведь люди сейчас очень мало общаются. Должно быть общее дело, хоть какое-то, хоть в выходные дни, общие традиции.
Ваня: Вот родители Светы в выходные ходят в баню и делают пирожки.
Света: А мы слушаем книжки. Просто друг другу читать книжки – шикарно. Мы часто путешествуем на машине и в эти часы много разговариваем.
Ваня: Я считаю, что у нас уникальный случай, совпадение на интеллектуальном, эмоциональном уровне. Должны быть общие точки интереса, и нужно их развивать, если идеально... как у нас (смеется). Я удивляюсь каким-то совпадениям со Светой до сих пор.
Света: При этом должно быть время, чтобы оставаться наедине с самим собой и с Богом. Если этого не будет, это может плохо отразиться на семье. Раньше мы с Ваней вместе утром и вечером молились, но поняли, что получается не очень. Затем нам один священник сказал, что это не обязательно. У мужчины и женщины разные отношения с Богом.
О благодарности
Ваня: Я благодарен Богу за то, что я на коляске. Я был, мягко говоря, не очень послушным ребенком. У меня была очень плохая компания. Они занимались грабежом и плохо кончили. Господь вот так резко отрезал от меня ту жизнь. По-другому до меня не бы дошло. Сейчас произошла такая метаморфоза! Раньше я искал людей для общения, а теперь они меня ищут.
Света: Ваня притягивает людей. Когда я выходила замуж, думала, ну все, мечта моя сбылась: отшельничество, тишина, спокойствие. А тут фотографы, поездки, движение.
О легкости и юморе
Света говорит Ване: «Ты все равно от меня никуда не убежишь».
А Ваня смеется в ответ: «Света в случае чего просто отбирает у меня коляску и все».
А еще смотрит на жену и говорит нам: «Это же лучик света. Понимаете? Лучик Света».
И мы смотрим на широкую улыбку Светы и все понимаем.